Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск

Nav view search

Навигация

Мастер-классы

«Зима. Составление рассказа о времени года»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе 
Тема: «Зима. Составление рассказа о времени года»

Цель:
-учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с использованием мнемотехники.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима»;
- упражнять в согласовании прилагательных и существительных;
- закреплять умение составлять предложения о зиме с опорой на картинки-символы и на картинно-графические схемы;
- учить связности, развернутости, непрерывности высказывания при описании времени года с опорой на мнемотаблицу.
коррекционно-развивающие:
- уточнять представления об окружающем мире;
-развивать мышление, внимание, память;
- развивать длительный плавный выдох, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, наблюдательность;
- продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.
Оборудование: мнемотаблица «Зима»; картинки – символы на тему «Зима»; снежинки с картинно-графическими схемами предложений; снежки, корзинка для снежков, зеркала.
Предварительная работа:
1.Слушание музыки и звуков природы.
2.Чтение рассказов о зиме.
3.Заучивание стихотворений, загадок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей у на сегодня. Давайте поздороваемся. (Дети здороваются)
Логопед:
Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Снег пушистый стелется,
Улица бела,
И метёт метелица.
К нам пришла ...».
Дети: Зима.
Логопед: Правильно. А как вы поняли, что это зима?
Дети: Улицы белые, снег стелется, метелица метёт.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться правильно и красиво рассказывать про зиму. И постараемся составить интересный рассказ об этом времени года.
2. Основная часть
Логопед: В начале рассказа вспомним, что происходит зимой с природой,
а помогут нам в этом карточки-символы в конвертах. (Дети берут по одному конверту)
1) Составление предложений по карточкам-символам:
Составляют предложения о зиме.
Дети: 1.Зимой идёт снег. Дует холодный ветер.
2.Зимой солнце светит, но не греет. День - короткий, а ночь – длинная. 3.Мороз рисует узоры на окнах. Реки покрыты льдом.
4.На деревьях лежит снег. На дорогах много сугробов.
Логопед: Молодцы вы справились с заданием.
Логопед: Давайте посмотрим на экран и полюбуемся изображениями зимы.
(Картинки с изображением зимы).
Логопед: Какую краску больше всех любит зима?
Дети: Белую.
Логопед: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что всё покрыто белым снегом.
Логопед: А что с ними можно делать?
Дети: Можно лепить снежки. Можно валяться в снегу. Можно построить снеговика и крепость. Можно собирать снег в сугробы.
2) Логопед: Дыхательная гимнастика.
Ребята, а вы любите играть в снежки? Посмотрите, какие снежки лежат у вас на столе!

Логопед: Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в снежки?
Дети: Да.
Логопед: Давайте подойдём и возьмём по одному снежку. Вы сейчас превращаетесь в холодный ветерок.
-А вы умеете правильно дуть? Расскажите, как это надо делать.
Дети: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. Выдох длинный и спокойный (Дети дуют на снежки.) Подуйте на снежки.
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
3) Подбор прилагательных к слову зима.
Логопед: Ребята, у нас ещё остались снежки. Давайте возьмём и сложим их в корзиночку. При этом мы будем говорить, какая зима. (Можно помогать наводящими вопросами)
Дети: Холодная, морозная, снежная, красивая, белая, суровая.
Логопед: Посмотрите, сколько снега мы набрали!
4) Составление предложений по картинно-графическим схемам.
(На доске прикреплены снежинки с картинно-графическими схемами предложений).
Логопед: Много снега и в лесу, давайте расскажем, что происходит зимой с дикими животными.
Логопед: Посмотрите, сколько снежинок прилетело. Какие они красивые, блестящие, резные. А снежинки необычные, на них схемы предложений. Возьмите по одной и попробуйте составить предложение. (Дети поочередно составляют предложения по схемам. Логопед задает уточняющие вопросы).
Дети: 1. Медведь спит в берлоге. (Почему он впадает в спячку?)
2.Лиса охотится за мышкой. (А где она ищет мышку? За кем ещё может охотиться лиса?)
3.Заяц спрятался под куст. (От кого он спрятался? Зачем? А зимой видно зайца под кустом? Почему?)
4.Белка прыгает по деревьям. (Для чего она это делает?)
Молодцы и с этим заданием справились!
5) Артикуляционная гимнастика «Зима» (с опорой на зрительное восприятие с помощью зеркала).
Логопед: А теперь давайте присядем за столы, возьмем зеркала и вспомним нашу зимнюю зарядку для язычка.

Мы во двор гулять ходили,

 

Язычком снежок ловили


И в снегу валялись смело –

Потом горлышко болело.

 

Строгий доктор приезжал

Нам лекарства назначал.

Движения языка влево - вправо.

 

Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот.

 

Круговые движения языка («вкусное варенье).

Рот широко открыт.

 

Поцокать кончиком языка

Открыли и закрыли рот.

6) Логопед: А какую одежду мы одеваем зимой, чтобы не замерзнуть и не заболеть? (Согласование прилагательных с существительными)
Дети: Тёплую, зимнюю, вязаную, меховую.
Логопед: О чем из одежды можно сказать зимний? Зимняя? Зимние?
О чем шерстяной (шарф), шерстяная (шапка), шерстяные (носки, варежки)? О чем меховая? (шуба, шапка) т.д.
Молодцы, всё правильно сказали.
7) Логопед: Оделись мы потеплее и вышли на улицу. А вы, что любите делать зимой?
Дети: Кататься на санках, коньках, ледянках, снегокатах. Играть в снежки. Гулять в лесу. Лепить снеговиков и крепости.
8) Физминутка «Наконец пришла зима»
Логопед: Чтобы не замерзнуть, давайте еще и зарядку сделаем!

«Наконец пришла зима,

Стали белыми дома,

Дворник улицу метёт,

Мы катаемся на санках,

Пишем на катке круги,

Ловко бегаем на лыжах,

И играем все в снежки.

(Дети разводят руки в стороны)

(Складывают руки домиком над головой)

(Имитируют движения метлой)

(Приседают, руки вытягивают вперёд)

(Руки закладывают зза спину, медленно кружатся)

(Имитируют катание на лыжах)

(Лепят и бросают снежки)

9. Составление рассказа по мнемотаблице.

Логопед: Если мы вспомним что рассказывали о зиме по порядку получится один общий интересный рассказ.
Как мы можем начать рассказ?
О чем говорили сначала? 1
Потом мы вспоминали о животных 2
Дальше говорили про 3, а потом. 4

Как можно закончить рассказ?
Логопед: У нас получился план рассказа. Он поможет вам вспомнить и красиво рассказать о зиме. Давайте попробуем.
(Каждый ребенок рассказывает одну часть)
Зима.
Наступила зима. Падает пушистый снег. На деревьях снежные шапки, много сугробов. Солнце светит, но не греет. Дует холодный ветер. Мороз на стеклах рисует узоры. Реки покрываются льдом.
Медведь спит в берлоге. Белка прыгает по деревьям и ищет свои запасы. Лиса охотится на мышей. Люди делают кормушки и кормят зимующих птиц.
Зимой мы одеваем теплую одежду: шерстяные шапку, шарф, варежки, меховую шубу, обуваем теплые сапоги.
Дети любят играть в снежки. Строить крепости и лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах и коньках. Нам нравится зима!
Логопед: Молодцы! Какой замечательный рассказ у нас получился! Как дружно вы работали!
3. Итог занятия
Логопед: Вот какая удивительная у нас зима! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить раскраски. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. (Прощаются с гостями)