Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск

Nav view search

Навигация

Публикации специалистов

Логопедическая характеристика сонорного звука [л], [ль], механизм образования, формы неправильного произношения, приемы постановки

Звуки л, ль.

Логопедическая характеристика

Характеристика звука по наличию преграды - согласный,
По способу образования – смычно-проходной
По месту образованию язычно-альвиолярный
По степени палатализации – твердый
По степени участия голоса – сонорный
Отличительные особенность [л] от [ль]: Звук [л] – согласный, звонкий, твердый, сонорный Звук [ль] – согласный, звонкий, мягкий, сонорный
Парного глухого звука для [л] и [ль] нет.

Уклад органов артикуляции:

Положение органов артикуляции при звуке [л]
1.Губы раскрыты - занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука.
2. Зубы - незначительно разомкнуты.
3. Язык – узкий кончик поднимается и упирается в верхние резцы или их дёсны, средняя часть языка опущена, боковые края опущены.
4. Воздушная струя - проходит между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
5. Голосовые связки – напряжены и вибрируют, давая голос.

Положение органов артикуляции при звуке [ль]

1.Губы раскрыты - растянуты в стороны, как при улыбки
2. Зубы - незначительно разомкнуты.
3. Язык – кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы «бугорки» за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и даёт смягчение.
4. Воздушная струя - проходит между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.
5. Голосовые связки – напряжены и вибрируют, давая голос.

Отличие в артикуляции [л] от [ль]

Артикуляция мягкого [ль] отличается от твердого [л] тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена. Нередко ль произносится при опущенном кончике языка, путем смыкания передней части спинки с альвеолами.

В чем причины неправильного произношения «Л»
Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:
1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
2. анатомически короткая подъязычная связка;
3. слабость мышечных тканей языка.

Нарушение звука [л] подразделяется на лабдацизм и параламбдацизм.
Ламбдацизм Недостатки произношения звуков [л], [ль] как признак фонематического нарушения. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям.
Параламбдацизм Выражается в замене [л] и [ль] другими звуками. Параламбацизм по структуре относится фонетико-фонематическим нарушениям

Виды ламбдацизма

1. Отсутствие звука.
2. Губно-губной. Звук произноситься с участием губ, которые вытягиваются вперед, получается подобие краткого У. Кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. (уампа вместо лампа).
3. Редуцированное укороченное произношение звука (Л заменяется на краткое, нечеткое И)
4. Нижний ламбдацизм. Язык устанавливается к нижним зубам, акустически звук близок к норме, встречается при дизартрии, почти невозможно исправить)
5. Носовой. Язык отодвигается кзади и смыкается с мягким небом, возд. струя проходит в носовую полость. (Носовое произношение звука л резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но все мышке бынго манго».)
6. Фрикативный. Л=h
7. МЕЖЗУБНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. При этом виде ламбдацизма кончик языка находиться между зубами, акустически звук приближен к норме.

Нарушение произношения [л] - параламбдацизм
Звук [л] заменяется кратким гласным [ы]
При этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но все мышке быыо маыо».

Звук [л] заменяется фрикативным [г]
В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка ега сыр и саго, но все мышке быго маго».

Звук [л] заменяется мягким и полумягким звуком [j]
При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но все мышке быё мае».

Звук [л] заменяется звуком [ль]

Звук [л] заменяется звуком [р]

Звук [л ]заменяется звуком [в]
При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но все мышке быво маво».

Звук [л ]заменяется звуком [н]
«Мышка весено жина, на пуху в угну спана. Мышка ена сыр и сано, но все мышке быно мано».

Звук [л ]заменяется звуком [д]

Звук [л ]заменяется звуком [у]

При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить движения его губ. Если придержать пальцами ребенка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легко убедиться в том, что он совсем не может произнести звук л. При этой замене речь ребенка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но все мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остается на всю жизнь.

Постановка звука [л]
Подготовительный этап
Начитаем работу с артикуляционной гимнастики и вырабатывания правильной воздушной струи!!!
Артикуляционная гимнастика

1. улыбка,
2. трубочка,
3. чередуем трубочку и улыбку,
4. чистим зубки,
5. парус,
6. кошка лакает молоко,
7. индюк,
8. качели,
9. лошадка,
10. грибок.

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

1. По подражанию: Покажите ребенку правильную артикуляцию звука [Л]:
- губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы разомкнуты (расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец);
- широкий кончик языка поднят и прижат к альвеолам (к бугоркам над верхними передними зубами);
- выдыхаемый воздух проходит по бокам языка, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию).
Произносите звук [Л] и попросите ребенка повторить. Звук [Л] возникает в момент отрыва языка от альвеол.
2. Постановка от межзубного звука(нельзя проводить с ребёнком, у которо-го есть межзубный ламбдацизм):
Этот способ постановки звука [Л] могут взять на вооружение с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма.
Расскажите ребёнку сказку «Как маленький пароходик научился гудеть»
Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л», он гудел что-то невнятное и тихое. Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.
Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

4. Постановка звука [Л] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы, которые вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат). Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (чаще следствие крепкой дружбы с соской), будет давать о себе знать очень долго.
Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослушные» губы.
4. Постановка звука [Л] от правильного [Л'](мягкого звука Ль)
Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы.
Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Постепенно пусть «прячет» язык за верхние зубки.

5. Механическим способом:

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств. С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.
Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

6. Поймай хвостик у мышки

7. Постановка «Л» от Ы

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:
1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановка звука Ль.

После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю.

АВТОМАТИЗАЦИЯ!!!!!!!!!!!!!!

1. в слогах прямых и обратных,
2. в словах ( в начале, в конце и в середине),
3. в словосочетаниях,
4. в предложениях,
5. в стихотворениях,
6. в речи.