Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск

Nav view search

Навигация

Публикации специалистов

Методы и приемы работы с родителями по развитию фонематического восприятия

«Методы и приемы работы с родителями по развитию фонематического восприятия»

О важности развития фонематических процессов очень хорошо знают логопеды и дефектологи. Родители, сталкиваясь с проблемой фонетико-фонематическим недоразвитием своего ребенка, не знают, как ему помочь или не понимают глубины всей проблемы, думая, что всё выровняется само собой.

Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Цель этой работы: построение эмоционально – доверительных отношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых
Задачи педагога:
- привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;
- пополнить наглядно-информационный материал для родителей;
- систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в процессе совместной работы.
- повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми;
- активизировать педагогический потенциал родителей.
- формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Задачи родителей:
- создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Руководствуясь возможностями родителей, можно выбрать наиболее оптимальные формы работы, а именно:
родительские собрания в виде открытых практических занятий с детьми и мастер-классов для родителей,
стендовые консультации, памятки, буклеты.

В нашу жизнь прочно вошли гаджеты, и порой, дети играют в игры на компьютере или в телефоне, которые вредят их детской психики. Такие игры можно заменить на полезные и интересные детям.
Большое количество игр на сайте «Логорина»: http://logorina.ru/,
«Мерсибо»: https://mersibo.ru/
детских сайтах: «Теремок»: http://www.teremoc.ru,
Логопедический сайт. Компьютерные пособия для развития речи»: https://romaschki.jimdo.com
«Уроки мудрой совы. Учимся с Логошей»: http://www.logozavr.ru/1549,
также можно познакомиться с книгами по развитию фонематических процессов и не только автора Ткаченко Татьяны Александровны на ее персональном сайте http://t-a-tkachenko.ru/index.php.

На полках магазинов можно встретить диски с компьютерными играми, которые так же развивают фонематические процессы, а именно «Баба Яга учится читать», «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно».

Мне бы хотелось остановиться на такой форме работы с родителями, как мастер – класс по теме "Развитие фонематических процессов у детей"

В начале своего выступления я знакомлю родителей с такими вопросами:
- Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие, и каким образом это влияет на развитие речи? С какими проблемами дети могут столкнуться в школе.
- С помощью, каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего ребенка?

Таким образом, преподнося рекомендации для занятий мамы с ребенком, обеспечиваем преемственность в работе.

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. “Игла” превращается в “мглу”, “лес” в “лист” или в “лису”, “Мишина машина” в “мыши на машине”. Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени.