Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск

Nav view search

Навигация

Публикации специалистов

Методы и приемы формирования диалогической речи (этапы, примеры)

Доклад на ГМО

«Методы и приемы формирования диалогической речи (этапы, примеры)»

Творчество, познание, саморазвитие,диалог – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Поэтому проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии.
Диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.
В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Для диалога характерны:
• разговорная лексика и фразеология;
• краткость, недоговоренность, обрывистость;
• простые и сложные бессоюзные предложения;
• кратковременное предварительное обдумывание.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения;
• слушать и слышать собеседника;
• проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
• доказывать свою точку зрения;
• выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
• высказываться логично, связно;
• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.
Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.

Всем логопедам, работающими с детьми с ТНР, известно, что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении. У этих детей на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Дошкольники с ОНР III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания. Так же у этих детей возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Вследствие чего ребенку приходится сложнее в школе. У детей с ОНР без специального обучения не возникает речевой активности, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, бедность речевого общения. Нередко дети с ОНР стараются избежать речевого общения. Это обусловлено рядом причин:
• быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
• отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
• непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.
Успешное овладение диалогической речью подразумевает направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.
Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательной работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.).
Обучение детей рассказыванию предшествует подготовительная работа. Цель этой работы – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развернутых высказываний. Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с логопедом и между собой в процессе занятий.
В задачи этого этапа обучения входит:
• Развитие направленного восприятия речи логопеда и внимания к речи других детей;
• Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;
• Закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
• Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;
• Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний;
• Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;
• Формирование умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия, названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное качество предмета и т.д.).
Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений.

Специальное внимание уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов, для чего используются ситуации, возникающие в ходе организованной деятельности, режимных моментов, занятия по предметно-практической деятельности, обсуждении прослушанного текста и др. При обучении составлению вопросов могут применяться инструкции-задания типа: «Саша, спроси у Миши, где лежит/стоит...(название предмета?», «Ваня, спроси у Лены, где Мишка?(мячик, кукла)», включающие в свой состав предполагаемый вопрос.
Ткаченко Т.А. выделяет следующие этапы обучения детей постановке вопросов:
• Умение определить – вопросительной является фраза или нет.Анализ интонационных особенностей предложений.
• Закрепление стереотипных вопросительных предложений в самостоятельной речи детей.
• Обучение самостоятельному формулированию вопросов.

В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы на близкие детям темы (из личного и коллективного опыта), а также специальные игры и игровые упражнения, например, сюжетно-ролевые игры: «В нашем детском саду», «Школа», «На приёме у врача», «Магазин игрушек», «Поезд», «У куклы Тани День рождения», «Весёлое путешествие».
«Весёлое путешествие»
Эту игру мы можем использовать по теме «Транспорт» и «Мой город»
В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). В центре игровой комнаты расставляют стулья парами, между которыми делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети-пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребёнок вместе с логопедом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают места в трамвае. Логопед («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня». Можно задать следующие вопросы «Что ты видел в парке? Что ты делал на детской площадке? Что делают дети на детской площадке?
Рекомендуется включение в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем («Кот Леопольд в гостях у ребят», «К нам приехал Буратино»). В ходе игры логопед даёт указания детям по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). «Расскажи, где ты живёшь, назови свой адрес. Потом можно спросить у гостя, где он живет»). В дальнейшем можно рекомендовать проведение игровых форм работы с усложнением речевых задач; при этом дети упражняются в составлении развернутых ответов на вопросы (например, в игре «Незнайка спрашивает»), а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу сказки, мультфильма и др. Такую работу можно использовать на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Примерный перечень реплик-обращений и вопросов, используемый в диалогах.
Давай познакомимся.
Меня зовут Петрушка, а тебя?
Где ты живешь? (Как называется город, где ты живешь?).
А на какой улице ты живешь? Как она называется?
Как зовут твою маму/твоего папу/сестру?
Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: «Детский сад», «Семья», «Мой город» и другие, а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий, посещения выставок детского творчества и др.

На начальном периоде обучения диалогу большое место отводится общению взрослого с ребёнком (разговор, беседа). Рекомендуются такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек» («Чудесный сундучок»), «Сделаем зайцу картинку», «Оденем куклу Таню на прогулку», «Купание куклы» и т.д.; необходимо проведение занятий по заучиванию стереотипных вопросов и ответов.
Дидактические игры по развитию диалогической речи.
«Чудесный сундучок» («Чудесный мешочек»).
Логопед достаёт предмет из мешочка и спрашивает: «Что это?». Дети отвечают на вопрос. Основой для диалога является способность отвечать на вопрос или использовать нужный жест руки, мимический жест, движение головы. Для безречевых детей очень важно владеть жестами и мимической речью. Рекомендуется использовать следующие жесты и мимику: «радость» (губы ребёнка растянуты в улыбке), «прошу» (руку вверх ладошкой вытянуть вперёд к собеседнику), «огорчение», «удивление» и т.п. эти жесты подбираются однотипными на определенный период обучения и имеют сигнальное значение в диалоге до тех пор, пока ребёнок не будет в состоянии заменить жест соответствующим словом.

«Найди пару».
На начальном этапе обучения логопед является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4), а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же картинка поднимает её вверх. Усложняя задание, логопед требует озвучивать действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов).
Данная игра может строиться по принципу «маленький учитель». Когда дети приобретают навык самостоятельной игры, логопед уступает им место ведущего. Таким образом формируется диалог между детьми.
«Вопрос или нет?».
Логопед предлагает сесть тому, кто правильно ответит: то, что он сказал – вопрос или нет?
Мама купила краски. – мама купила краски?
Повар сварил суп. – Повар сварил суп?
«Закрытая картинка».
Логопед показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит детей:
Сделай то же самое, что делает девочка на этой картинке.
Дай мне такой же мячик, как на этой картинке.
Дай столько же кубиков, как на этой картинке.
Дети поставлены перед необходимостью спросить у логопеда: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков? И т.д.
«Телефон».
Логопед достаёт зазвонивший телефон. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем жё его спрашивает, например, заведующая детским садом. Логопед громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса:
- Я веду занятие. (Что вы делаете?)
- Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются?)
- Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом?)
- Пшенная каша. (Что было сегодня на завтрак?) и др.
«Сказочный зверь».
Логопед рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его. Либо, можноотгадывать с помощью вопросов реально существующих животных. В рамках лексических тем угадывать диких и домашних животных.
Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?
В случае затруднений логопед подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»
«Расскажу – не покажу».
На каждый стол логопед ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?
Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? и т.д.
Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.
«О чём спросить при встрече?»
Учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.
Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?
На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).
«Вежливые слова»
Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.
Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Логопед обращает внимание на то, что, прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.
«Приглашение»
Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.
Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с логопедом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.
Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.

Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии логопеда, а затем самими детьми.
Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.