Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск Профессиональный портал учителей-логопедов Городского округа Подольск

Nav view search

Навигация

Публикации специалистов

Постановка звука «р» ребенку поэтапно

Постановка звука «р» ребенку поэтапно.

Основным способом общения человека является его речь. Это средство для налаживания социальных контактов, которые помогают развивать познавательную деятельность. Из-за сложности произношения некоторые звуки не сразу поддаются правильному произношению детьми.
Согласно статистике, одним из самых сложных для большинства детей является звук «р». Если после 5 летнего возраста у ребенка возникают сложности с его произношением, необходима помощь специалиста или занятия родителей в домашних условиях для постановки звука в целях корректировки правильной речи.


Когда нужна коррекция

Коррекция нарушений в произношении звука «р» (неправильное звучание или отсутствие) необходима по достижении ребенку пяти лет. До этого времени логопеды считают нормой неумение правильно произносить или пропускать р, так как это один из сложнейших звуков.

Для правильной постановки необходимо:
• иметь достаточный словарный запас;
• уметь удерживать произнесенные звуки;
• иметь развитый речевой аппарат.

Звук [Р] – язычно-альвеолярный дрожащий твердый согласный звук.
Звук [РЬ] – дрожащий мягкий согласный звук, отличается от [Р] приподнятым положением спинки языка и смещением кончика языка от альвеол вперед к верхним резцам.

Чтобы научиться правильно произносить звук [Р], рот должен быть приоткрыт, зубы не сомкнуты. Кончик языка широкий и напряженный, поднят к альвеолам (бугорки за передними зубами). Края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка приподнята. Сильная струя воздуха проходит через рот и вызывает колебания кончика языка.
Нарушение правильного произношения звуков [Р] и [РЬ] обозначается словом «ротацизм» (от греческой буквы «ро»). Различают 12 основных видов ротацизма: 

1. Пропуск звука. Это просто отсутствие звука в нужном месте: «ека» вместо «река», «кот» вместо «крот» и т. п.
Велярный, ранее известный как картавость. Поток воздуха вызывает вибрацию
2. Увулярный или горловое произношение. Не считается искажением для некоторых языков со специфическим [Р], например, для французского. Звук образуется глубоко в горле при вибрации мягкого язычка, напоминает рокот.
3. Велярный, ранее известный как картавость. Поток воздуха вызывает вибрацию неба из-за неправильного положения корня языка.
4. Боковой. Из-за вибрации боковой части языка образуется некий средний звук между [Р] и [ЛЬ]. Часто встречается при врожденных дефектах полости рта.
5. Интердентальный. При образовании звука язык находится между зубами.
6. Назальный. Звук образуется в глотке при помощи задней части неба.
7. Щечный. В звукообразовании участвуют щеки и боковые части языка.
8. Билабиальный (он же кучерный или губной). Звук образуется вибрацией губ при прохождении через них потока воздуха. Напоминает окрик наездника, чтобы остановить лошадь (тпррру).
9. Проторный (одноударный). Отсутствие вибрации кончика языка при правильной артикуляции, или же язык вибрирует всего один раз. Звук получается коротким, похожим на [д], не получается «рычать».
10. Гортанный. Звук образуется в горле голосовыми связками.
11. Носовой. Воздух идет через нос, получается хриплый гнусавый звук.
12. Фарингальный. В звукообразовании участвует задняя стенка глотки и корень языка. Получается хриплый звук.

Причины отсутствия правильного «Р»

• стоматологическая проблема — неправильный прикус зубов;
• проблема образования вибраций — неправильное речевое дыхание;
• индивидуальное строение уздечки – не развитая короткая;
• ослабление лицевых мышц — плохое развитие артикуляционного аппарата;
• неправильно восприятие звуков — проблема в речевом слухе.

Неправильный прикус зубов

Когда верхняя или нижняя челюсти выдвинуты вперед – признак неправильного прикуса. Для исправления прикуса следует посетить стоматологию с обращением к стоматологу-ортодонту.

Неправильное речевое дыхание

Звук «р» — сонорный. Природа появления – создание вибраций с помощью кончика языка, когда он упирается в бугорки верхнего неба около зубов. Вибрации образуются, как правило на выдохе, но есть несколько упражнений с тренировкой появления звука р на вдохе.
Если у ребенка присутствует нарушение в производстве выдоха-вдоха, или выдох слабый, — вибрации не образуются, вследствие чего звук «р» или неправильно звучит, или вообще не появляется. 

Индивидуальное строение уздечки

Подъязычная короткая уздечка не позволяет произносить звук «р». При правильном выговаривании необходимо умение поднимать язык к небу или зубам вверх. Укороченная уздечка не дает ребенку полностью поднимать язык. Развитой уздечка считается, если при растяжении ее длина составляет 8 мм. 

Плохое развитие артикуляционного аппарата

Губы, мяг¬кое нёбо, язык и нижняя челюсть – это органы в аппарате артикуляции. Ослабление в развитии движения речевых мышц лица у ребенка (парез) можно определить при помощи упражнений. 

Проблемы в речевом слухе

Фонематическое восприятие или развитие речевого слуха начинает работать к 4 годам. О нарушениях восприятия звуков показывает процесс замены ребенком звуков, например рука-лука или пропуск «р» — рука-ука.

Приступая к постановке звука [Р], избегайте распространенной ошибки родителей: не заставляйте ребенка правильно произносить звук сразу в словах и предложениях. Автоматизацией звука [Р] в речи следует заниматься отдельно, после того, как ребенок освоил его автономное воспроизведение. Даже научившись правильно «рычать», ребенок не сможет использовать только что освоенный звук в беглой речи первое время. Для этого необходимо выработать мышечную память, которая позволит правильно артикулировать звук без сознательных усилий, автоматически. Мышечная память вырабатывается, когда выполняется постановка звука [Р] поэтапно, многократным повторением правильной артикуляции, которую сначала нужно поставить и только потом закреплять.
ВАЖНО! Начните занятия с автономной постановки звука. Автоматизация звука [Р] в стихах и скороговорках, в речи станет возможной только тогда, когда ребенок научится правильно его произносить отдельно от слов и предложений.
Лучше и легче всего научить ребенка выговаривать [Р] от другого звука, который уже ему дается. Рассмотрим логопедические упражнения на звук [Р] со звуками [Д], [Ж] и [С].

От звука [Д]
Попросите ребенка звонко и без остановки произносить звук [Д]. Кончик языка при этом должен быть сильно прижат к альвеолам: [ДДДД]. От силы нажатия на кончике языка возникнет вибрация, и вы услышите что-то вроде [ДДДРР]. Этот звук закрепляем и начинаем отрабатывать слоги с гласными: дро, дру, дра, дры. После чего переходим на слова: дрова, друг, дракон, дрына и т. д. Меняем [Д] на [Т]: тро, тру, тра, тры, тротуар, трусишка, трава и т. д. Если все получается хорошо, пробуем отключать вспомогательный звук.

От звука [Ж]
Если с [Ж] у ребенка нет никаких проблем, можно попробовать перевести этот звук в [Р] при помощи незамысловатого упражнения. Попросите ребенка тщательно и долго произносить [Ж], при этом отодвигая язык глубже в рот. Как только язык будет отодвинут достаточно глубоко, вы услышите короткий звук [Р]. Повторяйте это упражнение для закрепления звука. Когда звук будет закреплен, переходите к произношению слогов, а затем – слов.

От звука [С]
Это очень необычный способ извлечения звука [Р], который производится на вдохе, а не на выдохе, как другие упражнения и вся наша речь в целом. Очень важно, чтобы ребенок умел свободно и правильно проговаривать [С], иначе в упражнении не будет смысла. Попросите ребенка произносить долгий звук [ССС], затем сделать вдох ртом, прижав язык к альвеолам. В результате получится короткий [Р], который можно повторить на выдохе. Это и есть искомый звук, с которым можно работать по уже знакомой схеме (слоги, слова и т. д.).

Автоматизация звука [р] в слогах (ра, ро, ры, ру)

Закрепление навыков выговаривания — важный этап в постановке звука «р», и называется автоматизацией. Эти занятия требуют системы отработки закрепления звучания «р» в разнообразии звукозвучания.
Это длительный этап, в котором также можно применять фразы, просто слова, стихи либо чистоговорки.
1. Ребенок повторяет последний слог, с гласным звуком на конце:
На полу стоит ведро – ро-ро-ро.
Летом сильная жара – ра-ра-ра.
Вот работают бобры – ры-ры-ры.
Сумка есть у кенгуру – ру-ру-ру.
2.Повторение слога, где гласный звук расположен перед звуком «р»:
Мы за мир – ир-ир-ир.
Я подметаю двор – ор-ор-ор.
Мы покормим кур – ур-ур-ур.

Мимическая гимнастика

Для разработки мышц лица, которые участвуют в постановке «р» используется мимическая гимнастика.
Она способствует:
• подготовке лицевых мышц для работы;
• развитию четкой дикции;
• развитию движений органов артикуляции;
• тренировке мускулатуры языка, неба и губ.
Гимнастику проводить перед зеркалом, применяя элементы игры:
• открыть широко глаза – испугаться;
• брови поднять в верх – удивиться;
• нахмурить лоб – сердиться;
• высунуть язык и подышать, как щенок;
• имитация вылизывания, как кошка;
• быстро моргать;
• подмигивать глазами поочередно;
• надувать и поджимать губы;
• надуть щеки и втягивать.

Дыхательная гимнастика

Для правильной и успешной постановки звука «р» необходимо научиться правильно дышать. С помощь дыхательной гимнастики развивается мускулатура органов дыхания и вырабатывается ритм при вдохе-выдохе;

Рекомендации при проведении гимнастики:
• до 7 лет обязательно присутствие взрослых для безопасности;
• состояние ребенка – спокойное, не игривое;
• упражнения выполнять в спокойном темпе;
• контролировать самочувствие ребенка;
• не делать резких выдохов.

Комплекс упражнений для занятий с повторением каждого 3-4 раза:
• Надуть щеки — медленно спускать воздух чуть приоткрыв рот.
• Руки на поясе из положения стоя слегка присесть на вдохе, на выдохе выпрямиться. Со временем это упражнение усложнять – приседать ниже, вдох-выдох удлинять.
• Сделать носом вдох медленно, задержать дыхание – бесшумно замедленно выдыхать носом.
• Лежать на спине, вытянуть ноги, глаза закрыть (тело должно быть расслабленным). Положить ладони на живот. Выдохнуть медленно воздух, втянуть одновременно живот к позвоночнику. Вдох и живот поднимать с ладоням и раздувать в шар.
• На нижние ребра положить руки. Медленно выдохнуть, прижимая ребра руками. Медленно через нос вдохнуть – должно ощутиться расширение грудной клетки. Выдохнуть, возвращаясь в исходное положение, то есть грудная клетка в зажиме рук. Во время этого упражнения живот и плечевой пояс должны быть неподвижными.
• Зажечь свечу – дать ребенку потушить.
Поворачивать голову влево-вдох носом, вправо-выдох ртом.

Список литературы:
1. Комарова Л.А. Комплект пособий по закреплению произношения звуков (10 альбомов ).
2. Азова Е.А., Чернова О.О. «Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет», Издательство: Сфера,2012.
3. Дидактический материал для логопедов Авторы/составители:
Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., Издательство : ГНОМ и Д, 2017.
4. Ткаченко Т.А. «Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р, РЬ.
«М :Аркти, 2004.
5. Жихарева–Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р. Гуманитарный издательский центр Владос. М., 2009.
6. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Говорим правильно «Р – РЬ». Логопедический альбом. ООО Издательство «Росмен – пресс». М., 2002
7. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках
8. Нищева Н.В. «Картотека картинок для автоматизации и дифференциации звуков», Издательство: Детство-пресс.